Friday, August 26, 2016

Добрый мэр

Есть такие книги – открываешь их и словно на реактивном самолете взмываешь ввысь, а потом оказывается, что ты падаешь. Земля все ближе и ближе. Дергай за кольцо. Черт возьми, а где это кольцо? Что? На мне нет парашюта? Ой, мамочки! Зажмуриваешься крепко-крепко и падаешь в мягкую пружинистую траву. Отскакиваешь и вверх тормашками летишь вверх, и снова вниз, и опять вверх … ну, в общем, так и скачешь, пока не доскачешь до самого города. А там уж скакать не пристало, поэтому ты берешь себя в руки (фигурально выражаясь, конечно) и шествуешь приличным шагом по мостовой мимо универмага Брауна, городского музея, вдоль реки к Ратушной площади. А вот и сама Ратуша – вверх по мраморной лестнице, и затем еще выше, на самый верх здания, через белую комнату и пыль осыпающейся штукатурки, по деревянным ступеням в бескрайнее небо. А далеко внизу, на бортике фонтана, сидит она – Агата Стопак, солнечная Агата в платье из лазури. Хотя кому это может быть интересно? Впрочем … есть один человек. Вот он стоит рядом с тобой, в огромном небе – Тибо Крович, добрый мэр маленького, затерянного в сказке городка под названием Дот. Тибо, который каждое утро лежит под дверью кабинета, подглядывая в щель за чудными ножками Агаты; Тибо, который хранит в ящике стола открытку “Венера с зеркалом“, потому что изображенная Венера так напоминает Агату; Тибо, который каждый вечер, ложась спать, произносит “Спокойной ночи, госпожа Стопак. Да благословит вас Господь”.

190 страниц прекрасной истории любви. Неспешно, словно улитка, эта любовь ползет со страницы на страницу, обрастает мечтами героев. Легкое прикосновение, взгляд, улыбка. И целый мир тает, словно он – большая льдина в Средиземном море посреди лета.

А затем… Затем автор решает добавить динамики, неожиданных поворотов сюжета, драмы и мистического реализма (будь оно всё неладно). Как в лучших литературных традициях – пролог, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, эпилог. Закройте к черту все колледжи и университеты, где этому учат! Эта схема невыносима, это бедствие для прекрасных сюжетов и чудесных романов. Не все книги должны иметь развитие, кульминацию и эпилог. А такие вещи как драматическое развитие (притянутое за уши, потому что жена изменила с садовником), фантастическая кульминация для шизофреников (пусть все ахнут, какой я непредсказуемый) и скомканный эпилог (потому как попытки сделаться писателем-фантастом уже в конец задолбали) вообще должны быть запрещены законом. Прекрасные 190 страниц книги были убиты горе-фантазией автора, который просто не смог остановиться.

Мое разочарование безгранично, как небо на Ратушей Дота. Что делать, если половина книги уносит в небытие, а вторая половина шмякает о землю прямо носом в грязь да вдобавок дает хорошенького пинка под зад? Я скажу, что я сделала: я оторвала вторую половину книги и выбросила ее в мусорное ведро. И теперь у меня есть чудесная история зарождения большой любви на 190 страницах. А большего мне и не надо.

Добрый мэр, Эндрю Николл, 2010

2 comments:

  1. Неожиданный ход. Это я про вырывание второй половины:) У меня было пару раз наоборот: первая часть - просто отвратительна, а вторая - чудесна. Поэтому я всегда дочитываю книги: вдруг в конце всё измениться?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ничего не оставалось, кроме как сделать книгу короче и не вполне законченной, но там легко можно додумать свою счастливую концовку, поскольку все к тому и идет )))
      Я всегда даю шанс книге первые 50 страниц - если меня не увлекает, закрываю. И с фильмом также - первые 20 минут. Я становлюсь все более "радикальной". Видимо, правильно говорят "возраст портит характер" ))))

      Delete

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...